Виховання білінгвальної культури спілкування студентів вищих педагогічних навчальних закладів

Вантажиться...
Ескіз

Дата

2015

Назва журналу

Номер ISSN

Назва тому

Видавець

Анотація

Вєнєвцева Є.В. Виховання білінгвальної культури спілкування студентів вищих педагогічних навчальних закладів. – На правах рукопису. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.07 – теорія та методика виховання. – Харківський національний університет імені В.Н. Каразіна, Міністерство освіти і науки України. – Харків, 2015. Дисертація є теоретико-експериментальним дослідженням проблеми виховання білінгвальної культури спілкування у студентів вищих педагогічних навчальних закладів України. У дисертації шляхом аналізу основних системоутворювальних понять з’ясовано сутність білінгвальної культури спілкування майбутніх педагогів. Доведено педагогічну доцільність виховання білінгвальної культури спілкування у студентів вищих педагогічних навчальних закладів України. Визначено структуру, принципи та етапи виховання білінгвальної культури спілкування в майбутніх педагогів. Теоретично обґрунтовано та експериментально підтверджено необхідність упровадження в навчально-виховний процес педагогічних умов, які забезпечують ефективність виховання білінгвальної культури спілкування у студентів вищих педагогічних навчальних закладів: білінгвальне середовище; навчально-виховна діяльність викладача як приклад для студентів; ефективні методи, засоби і форми виховання білінгвальної культури спілкування в майбутніх педагогів. З метою об’єднання запропонованих педагогічних умов у єдину систему розроблено «Портфоліо». Відповідно до структури ключового поняття дослідження визначено критерії, показники та рівні вихованості білінгвальної культури спілкування в майбутніх педагогів, і за цими показниками експериментально перевірено ефективність упровадження педагогічних умов виховання у студентів білінгвальної культури спілкування в навчально-виховний процес у вищих педагогічних навчальних закладах України. Веневцева Е.В. Воспитание билингвальной культуры общения студентов высших педагогических учебных заведений. – На правах рукописи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.07 – теория и методика воспитания. – Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Министерство образования и науки Украины, – Харьков, 2015. Диссертация является теоретико-экспериментальным исследованием проблемы воспитания билингвальной культуры общения у студентов высших педагогических учебных заведений Украины. В исследовании проанализировано содержание понятия «воспитание билингвальной культуры общения у будущих педагогов», что позволило трактовать это воспитание как педагогический процесс объединения знаний, умений и навыков билингвального общения с бикультурной восприимчивостью, обеспечивающий студентам приобретение позитивного опыта продуктивного билингвального общения и его передачу их будущим ученикам. Выявлена структура билингвальной культуры общения, которая представляет собой многоуровневую комплексную систему взаимосвязанных компонентов (знаниевого, мировоззренческого и поведенческого) и их основных составляющих. В соответствии с этой структурой определены критерии воспитанности билингвальной культуры общения у студентов (мотивационно-ценностный, когнитивный и коммуникативно-деятельностный) и установлены их показатели. Выявлены три уровня воспитанности билингвальной культуры общения у будущих педагогов: высокий, средний и низкий. Теоретически обоснованы педагогические условия воспитания билингвальной культуры общения у студентов, способствующие повышению эффективности учебно-воспитательного процесса: создание билингвальной среды; организация учебно-воспитательной деятельности преподавателя как пример владения билингвальной культурой общения; применение эффективных методов, средств и форм воспитания билингвальной культуры общения у будущих педагогов. В учебно-воспитательный процесс в высших педагогических учебных заведениях было введено предусмотренное программой исследования учебно-методическое обеспечение (специальная литература, аудио- и видеоматериалы социокультурного характера, воспроизводящие различные ситуации билингвального общения); организовано аудиторное и внеаудиторное взаимодействие студентов с компетентными преподавателями, чья учебно-воспитательная деятельность, профессиональные и личностные качества, в том числе владение билингвальной культурой общения, стали примером для подражания; внедрен метод социодрамы и педагогическая технология «Портфолио». Анализ результатов эксперимента показал значительные различия в уровне воспитанности билингвальной культуры общения у будущих педагогов из контрольной и экспериментальной групп: количество студентов контрольной группы с низким уровнем этой воспитанности на 22% превышает количество студентов экспериментальной группы с аналогичным уровнем; количество студентов экспериментальной группы со средним уровнем этой воспитанности на 9,6% превышает количество студентов контрольной группы с аналогичным, а с высоким уровнем – на 12,4%. Количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных доказывает, что позитивная динамика уровня воспитанности билингвальной культуры общения у студентов экспериментальной группы достигнута благодаря внедрению педагогических условий воспитания этой культуры в учебно-воспитательный процесс. Этот анализ свидетельствует об эффективности предложенных педагогических условий воспитания билингвальной культуры общения у студентов высших педагогических учебных заведений Украины. Venevtseva E. V. Students’ Pedagogical University Education in Bilingual Communication Culture. –Manuscript. Thesis for a PhD Degree in Pedagogical Sciences. Speciality 13.00.07 – Theory and Methodology of Education. – V. N. Karazin Kharkiv National University, Ministry of Education and Science of Ukraine. – Kharkiv, 2015. The thesis focuses on the theoretical analysis of such key notions, which make it possible to reveal the essence of the future teachers’ bilingual communication culture and single out its conceptual subsystems. The research emphasises the necessity to educate the students of pedagogical universities in bilingual communication culture. There are two main concepts considered in the paper, namely “future teachers’ bilingual communication culture” and “future teachers’ education in bilingual communication culture”. The future teachers’ bilingual communication culture means the students’ special knowledge and communication skills requisite for gaining positive experience in productive bilingual communication within cross-cultural interaction and sharing this experience with their future pupils. The future teachers’ education in bilingual communication culture is used to denote a pedagogical process, which aims at combining special knowledge and skills with the bicultural sensitivity for the future teachers to gain and share their positive experience in productive bilingual communication. The developed structure of the future teachers’ bilingual communication culture determines special pedagogical frameworks, increasing the efficiency of the students’ education in bilingual communication culture according to a set of specific principles and stages of such education. The pedagogical frameworks under consideration are: the bilingual environment; lecturer’s personal example; the special methods, means and forms of the students’ education in bilingual communication culture. The thesis specifically studies the objects and the main components of these pedagogical frameworks, identifies the main ways, means and effective methods of their implementation in the education process. In terms of theoretical and methodological postulates of pedagogy, the paper presents a new approach to integrating such frameworks into the unified system and gives a full description of a “Portfolio”, which contains both pedagogical research and training tools. The present thesis highlights criteria, indicators and levels of the future teachers’ bilingual communication culture, which are devised for the efficiency of the pedagogical frameworks implementation in the process of students’ education to be confirmed experimentally. The attempted research results in the conclusion that the pedagogical frameworks, implemented in the education process, are highly effective as far as the future teachers’ education in the bilingual communication culture is concerned.

Опис

Рішенням спеціалізованої вченої ради К 64.051.19 Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна від 19.06.2015 (протокол № 15) прийнято до захисту дисертацію на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук Вєнєвцевої Є. В. на тему: «Виховання білінгвальної культури спілкування студентів вищих педагогічних навчальних закладів», спеціальність 13.00.07 – теорія та методика виховання. Офіційними опонентами призначено Роганову М.В., Рожкову Н.Г. Захист відбудеться 30.10.2015 о 12.30 за адресою: 61022, м. Харків, майдан Свободи, 6, ауд. № 243.

Ключові слова

білінгвальна культура спілкування, виховання білінгвальної культури спілкування у студентів вищих педагогічних навчальних закладів, педагогічні умови виховання білінгвальної культури спілкування у студентів, билингвальная культура общения, воспитание билингвальной культуры общения у студентов высших педагогических учебных заведений, педагогические условия воспитания билингвальной культуры общения у студентов, bilingual communication culture, students’ education in bilingual communication culture, pedagogical frameworks of future teachers’ education in bilingual communication culture

Бібліографічний опис

Вєнєвцева Є.В. Виховання білінгвальної культури спілкування студентів вищих педагогічних навчальних закладів: Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук. - Харків, 2015. - 22 с.