Особистісно орієнтоване виховання студентів у культурно-дозвіллєвій діяльності вищого педагогічного навчального закладу

Вантажиться...
Ескіз

Дата

2015

Назва журналу

Номер ISSN

Назва тому

Видавець

Анотація

Боловацька Ю. І. Особистісно орієнтоване виховання студентів у культурно-дозвіллєвій діяльності вищого педагогічного навчального закладу. – На правах рукопису. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.07 – теорія та методика виховання. – Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна, Міністерство освіти і науки України. – Харків, 2015. Дисертація присвячена проблемі особистісно орієнтованого виховання студентів у культурно-дозвіллєвій діяльності вищого педагогічного навчального закладу. У роботі здійснено аналіз теорій особистісно орієнтованого виховання майбутніх учителів; визначено зміст поняття «культурно-дозвіллєва діяльність студентів вищого педагогічного навчального закладу», уточнено поняття «особистісно орієнтоване виховання студентів вищого педагогічного навчального закладу», «культура дозвілля», «культурно-дозвіллєва діяльність». Розкрито сутність та особливості функціонування культурно-дозвіллєвої діяльності вищого педагогічного навчального закладу. Визначено та обґрунтовано критерії, показники та рівні особистісного розвитку майбутніх учителів у культурно-дозвіллєвій діяльності. Розроблено та запроваджено методику особистісно орієнтованого виховання студентів у культурно-дозвіллєвій діяльності вищого педагогічного навчального закладу, яка передбачає реалізацію молодіжного проекту «Школа культурного дозвілля студентської молоді» та апробацію авторської технології конструювання культурно-дозвіллєвих заходів. Боловацкая Ю. И. Личностно ориентированное воспитание студентов в культурно-досуговой деятельности высшего педагогического учебного заведения. – На правах рукописи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.07 – теория и методика воспитания. – Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, Министерство образования и науки Украины. – Харьков, 2015. Диссертация посвящена проблеме личностно ориентированного воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности высшего педагогического учебного заведения. Доказано, что исследуемая проблема является актуальной и недостаточно изученной. В диссертационной работе проанализированы философские, психологические и педагогические аспекты изучаемого вопроса. Культурно-досуговая деятельность студентов высшего педагогического учебного заведения определена как комплекс взаимосвязанных педагогических методик и технологий, обеспечивающих альтернативность в удовлетворении интересов будущих учителей на основе дифференциации и индивидуализации процесса воспитания, развитие креативных способностей, организаторских и коммуникативных качеств, умений работать в команде, реализацию духовно-культурного потенциала студентов в свободное от учебы время. Уточнено значение понятий «личностно ориентированное воспитание студентов высшего педагогического учебного заведения», «культура досуга», «культурно-досуговая деятельность». В культурно-досуговой деятельности происходит практическая реализация воспитательных задач высшей педагогической школы: раскрытие личностного потенциала будущих учителей, развитие креативных способностей, коммуникативных и организаторских качеств, умения планировать, организовывать свою деятельность и деятельность других, формирование умений командной работы. В исследовании определены критерии, показатели и уровни личностного развития будущих учителей в культурно-досуговой деятельности: когнитивный (знания о личностно ориентированном воспитании и личностном развитии, культурно-досуговой деятельности, закономерностях развития творческой команды, организаторской деятельности, механизмах влияния культурно-досуговой деятельности на развитие творческого воображения); эмоционально-ценностный (желание рационально организовывать досуг других студентов, стремление популяризировать духовно-нравственные ценности, гуманистическая направленность); креативно-деятельностный (креативные способности, организаторские способности, коммуникативные умения); командно-ролевой критерий (умение распределять поручения в творческой команде на основе личностного подхода, готовность к взаимозаменяемости командных ролей). Перечисленные критерии отражают качественные характеристики низкого, среднего и высокого уровней личностного развития будущих учителей в культурно-досуговой деятельности. Разработана и апробирована методика личностно ориентированного воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности высшего педагогического учебного заведения, которая обеспечивает организацию культурно-досуговой деятельности во всех ее направлениях (проведение культурно-досуговых мероприятий различных по форме и содержанию; популяризация духовно-нравственных ценностей в студенческой среде; содействие привлечению будущих учителей к деятельности в кружках, секциях, клубах по интересам, творческих командах; комплексная работа по развитию у студентов креативных способностей, организаторских и коммуникативных умений; способности к экспромту, импровизации, взаимозаменяемости командных ролей), а также путем реализации молодежного проекта «Школа культурного досуга студенческой молодежи» и апробации авторской технологии конструирования культурно-досуговых мероприятий. Bolovatska Y. I. Students’ Person-Oriented Education in Cultural and Recreational Activities of Higher Pedagogical Educational Establishments. – Manuscript. Thesis for a PhD Degree in Pedagogical Sciences. Speciality 13.00.07 – Theory and Methodology of Education. – V. N. Karazin Kharkiv National University, Ministry of Education and Science of Ukraine. – Kharkiv, 2015. The thesis focuses on the students’ person-oriented education in cultural and recreational activities of higher pedagogical educational establishments. The work proves the theoretical basis for the future teachers’ person-oriented education. There are three main concepts considered in the paper, namely the concept of «cultural and recreational future teachers’ activities», «person-oriented education of the students of higher pedagogical educational establishments», «leisure culture», and «cultural and recreational activities». The thesis specifically studies the essence and peculiarities of cultural and leisure activities of higher educational establishments. As a result the criteria, parameters and levels of future teachers’ personal development in cultural and recreational activities are defined and described. The paper presents the author's technique of the students’ person-oriented education in cultural and recreational activities of higher educational establishments. The technique of developing cultural and leisure activities is implemented in the education process and makes it possible to carry out the youth project «Students’ Cultural Leisure School» the efficiency of which is confirmed experimentally.

Опис

Рішенням спеціалізованої вченої ради К 64.051.19 Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна від 24.06.2015 (протокол № 18) прийнято до захисту дисертацію на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук Боловацької Ю. І. на тему: «Особистісно орієнтоване виховання студентів у культурно-дозвіллєвій діяльності вищого педагогічного навчального закладу», спеціальність 13.00.07 – теорія та методика виховання. Офіційними опонентами призначено Сопівника Р. В., Старосельську Ю.І. Захист відбудеться 30.10.2015 о 10.00 за адресою: 61022, м. Харків, майдан Свободи, 6, ауд. № 243.

Ключові слова

студенти, особистісно орієнтоване виховання, культура дозвілля, культурно-дозвіллєва діяльність, культурно-дозвіллєва діяльність студентів вищого педагогічного навчального закладу, студенты, личностно ориентированное воспитание, культура досуга, культурно-досуговая деятельность, культурно-досуговая деятельность студентов высшего педагогического учебного заведения, students, person-oriented education, leisure culture, cultural and recreational activities, future teachers’ cultural and recreational activities

Бібліографічний опис

Боловацька Ю. І. Особистісно орієнтоване виховання студентів у культурно-дозвіллєвій діяльності вищого педагогічного навчального закладу: Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук. - Харків, 2015. - 22 с.