Духовность как интенция личностного бытия : автореферат

Вантажиться...
Ескіз

Дата

1990

Назва журналу

Номер ISSN

Назва тому

Видавець

Харьков : Харьковский государственный университет им. А.М. Горького

Анотація

Проблема духовности на современном этапе развития нашего общества и человечества обретает особую значимость, обусловленную, с одной стороны, насущной потребностью решения глобальных проблем, которое невозможно без решения глобальной проблемы сохранения и возрождения духовности личности; с другой стороны, животрепещущей необходимостью решения проблем в нашей стране, которое в решающей степени зависит от интенций и характера стремлений лидеров перестройки, а также каждой личности, т.е. от характера их духовности. Научная новизна диссертации состоит в том, что: - выявлена специфика духовности личности, которая представляет собой стремление к трансценденции личностью своего «Я» в «не-Я», проявление своего, личностного бытия в ино-бытии, интенцию личностного бытия; - определен характер интенции духовности личности и движущая сила свойственного ей стремления, заключающаяся, с одной стороны, в неудовлетворенности личностью своим «Я-реальным», ведущим к стремлению к «Я-идеальному»; с другой стороны, в осознании ценности своего «Я» и «не-Я» как своей ценности, ведущее к стремлению к росту этой ценности и, соответственно, к творческой деятельности и свободе для осуществления этого стремления, которые также становятся ценностями, т.е. духовности личности свойственна ценностная интенция, более того, благая творческая интенция; - разведены феномены духа и духовности личности. Дух личности представляет собой определенное состояние ее сознания, являющееся предпосылкой духовности. Духовность – воплощение потенций и интенций духа в реальную деятельность, общение, поведение, поступки; - выявлен источник развития духовности, который заключается в противоречиях, возникающих как внутри личности, ее «Я»   (между «Я-уникальным» и «Я-типичным, социально-нормативным», «Я-реальным» и «Я-идеальным», «Я-самостью» и «Я-маской» и т.д.), так и во взаимодействии ее с внешним миром, «не-Я» (другими индивидами, обществом, природой и т.п.); - используя традиции русской философии, обосновано положение о любви как высшем проявлении духовности. Философское содержание любви автор рассматривает как видение в «Ты» инобытия «Я», высшей ценности, другодоминантность, обогащение и утверждение своего «Я» в и благодаря «Ты», основанное на признании свободы другого. The problem of spirituality acquires special importance at the present stage of the development of our society and the whole humanity. On the one hand, there is an urgent need to address global problems, which is impossible without addressing the global problem of preservation and revival of spirituality of the person. On the other hand, the need to address topical problems in our country, which is critically dependent on the intentions and the character of aspirations of the leaders of the society and of each person, i.e., the nature of their spirituality. The thesis has revealed the specifics of the spirituality of the person, which is an aspiration for person’s transcendence of his "I" in "not-I", a manifestation of his own, personal existence in another-being, and the intention of personal being. In this research the nature of the personal spirituality intention and the driving force of his aspiration are defined. On the one hand, it is the dissatisfaction of the person with his "I-real", leading to the aspiration of "I-ideal". On the other hand, it is the awareness of the value of his "I" and "not-I" as its value, leading to his aspiration to increase this value and, consequently, to the creativity and freedom for implementing this aspirations, which also becomes a value. That is, intention of values inherent to the personal spirituality, furthermore, – the good creative intention. We have identified the source of spirituality, which is the contradictions that arise within the person, his "I" (between "I-unique" and "I-typical, socially normative", "I-real" and "I-ideal", " I-self " and "I-mask", etc.), and in his interaction with the outside world," not-I "(with other individuals, society, nature, etc.). The author, following the tradition of the Russian philosophy, substantiates the notion of love as the highest manifestation of spirituality. The philosophical content of love consists of a vision in "You" otherness "I", the highest value, otherdominance, enrichment and approval of the "I" in and through "You," based on the recognition of freedom of another person.

Опис

Диссертация выполнена на кафедре философии Харьковского государственного университета. Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Дениско Л.Н. Официальные оппоненты: доктор философских наук Федотова В.Г. (Институт философии АН СССР), кандидат философских наук, доцент Бакиров В.С. (Харьковский госуниверситет).

Ключові слова

Research Subject Categories::SOCIAL SCIENCES::Social sciences::Education, Research Subject Categories::HUMANITIES and RELIGION::History and philosophy subjects::Philosophy subjects, Research Subject Categories::HUMANITIES and RELIGION::History and philosophy subjects::History subjects::History of science, дух, духовность, творчество, свобода, любовь, ценность, интенция, цінність, духовність, творчість, любов, інтенція, spirit, spirituality, creation, freedom, value, intention, love

Бібліографічний опис

Шелковая, Н.В. Духовность как интенция личностного бытия: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.01 / Шелковая Наталья Валерьевна. – Харьков, 1990. – 20 с.